Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных проблем педагогики на протяжении всей истории ее становления и развития является обоснование форма организации обучения. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения, и на выбор форм организации учебной деятельности обучающихся.
В современной педагогической науке вопрос об обосновании видов и форм обучения также является актуальным, так как изменяются социально-экономические условия, вводятся новые образовательные стандарты и требования к качеству образовния. Это требует изучения разнообразия форм обучения и их применения на практике.
В научной литературе проблема обоснования форм обучения и учебной деятельности обучающихся рассматривается в работах Б.Т. Лихачева, Г.М. Коджаспировой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского, И.Ф. Харламова, И.М. Чередова и других, которые изучали сущность «форм обучения», виды, особенности применения.
Среди форм организации обучения выделяются уроки, занятия, семинары, а также индивидуальные, групповые и фронтальные формы обучения. На каждом уровне образования используются разные формы обучения, в том числе на этапе дошкольного образования. Необходимость их изучения обусловила выбор темы исследования: «Виды и формы обучения в России».
Цель исследования: изучить особенности различных видов и форм обучения в России.
Объект исследования: форма обучения.
Предмет исследования: виды и формы обучения в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «виды обучения» и «формы обучения».
2. Изучить виды форм организации учебной деятельности обучающихся на уроке.
3. Проанализировать опыт применения различных форм обучения в практике деятельности дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ научной литературы и педагогического опыта, обобщение, классификация, анализ деятельности ДОУ.
Практическая значимость заключается в обосновании видов и различных форм организации обучения.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Теоретические аспекты проблемы форм организации учебной деятельности
Под формой понимается внешняя сторона организации какого-либо процесса, явления или деятельности, при этом внешняя сторона связана с внутренним содержанием [13].
В истории педагогики проблема выбора форм обучения и форм организации учебной деятельности в процессе обучения рассматривалась Я.А. Коменским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, А.В. Хуторским, И.Ф. Харламовым, И.М. Чередовым и другими.
По мере развития общества изменялся подход к обучению и выбору форм обучения подрастающего поколения. Одной из первых появилась индивидуальная форма обучения, в ходе которой детям передавался опыт и знания старших в разнообразной трудовой деятельности. В школах Древнего Китая, Египта, Греции практиковалась сначала индивидуальная, а затем индивидуально-групповая форма организации учебной деятельности.
Индивидуальное и групповое обучение, возникшее в период античности, широко применялись в период Средневековья, но при этом еще не были достаточно определены методические требования к данным формам обучения (обучающиеся одного возраста и уровня интеллектуального развития, обучение, основанное на механическом запоминании, недостаточно эффективные формы и принципы группового обучения).
В дальнейшем, в результате социокультурных преобразований, в конце XVI – начале XVIII вв. возникла новая форма организации обучения – массовая, или фронтальная. Это способствовали во много работы Я.А. Коменского, который обосновал эффективность классно-урочной системы обучения. В дальнейшем его работы и идеи были дополнены И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербартом, А. Дистервегом, К.Д. Ушинским, которые также внесли значительный вклад в проблему форм организации обучения. В системе высшего образования появилась такая форма, как лекционно-семинарская.
В конце XVIII – начале XIX вв. в результате развития промышленности, необходимости подготовки квалифицированных специалистов проблема в массовом обучении стала вновь актуальной. В этот период была разработана система обучения А. Белла и Д. Ланкастера, в основе которой лежала идея «ступенчатого» обучения, или «взаимообучения», позволившая учителю обучать такое количество учащихся различного возраста [16].
Индивидуальное обучение также было в основе системе «дальтон-плана» (лабораторная система, система мастерских, бригадно-лабораторный метод обучения). В основе данной системы лежало сочетание коллективного и индивидуального обучения, при этом коллективная работа была организована в форме бригад из 5-6 человек [3].
Одной из форм организации обучения, которая сочетает в себя различные формы организации обучения, является проектная система. В процессе обучения сочетались теоретическое обучение и практическая деятельность обучающихся по разработке проектов бытового или промышленного назначения. В настоящее время обучение посредством проектной деятельности широко реализуется в нашей стране, так как она отвечает требованиям ФГОС о том, что обучение должно строиться на основе системно-деятельностного подхода и способствовать формированию универсальных учебных действий [15].
В современной дидактике существуют различные подходы к определению форм организации обучения. Е.В. Алексеенко отмечает, что форма обучения – это внешняя сторона образовательного процесса, которая сочетает в себе различные виды деятельности педагога и обучающихся, которые осуществляются в определенном порядке и режиме [4].
По мнению Е.В. Дорофеевой, форма обучения – это ограниченная различными рамками (временными, содержательными) деятельность педагога (преподавание) и обучающихся (учение), которая осуществляется под управлением педагога и направлена на решение образовательных задач посредством передачи содержания учебного материала с использованием определенных принципов, методов, приемов и средств обучения [8].
Форма организации обучения может быть реализована посредством вида и типа занятия: урок, экскурсия, конференция, игра, формы внеурочной деятельности. При этом каждая форма обучения может включат
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – Москва : Эксмо, 2020. – 787 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО [Текст]. – Москва : Просвещение, 2020. – 31 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2019. – 223 с.
4. Алексеенко, Е.В. Урок технологии в начальной школе: организационно-методическое обеспечение учебного процесса [Текст] / Е.В. Алексеенко. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 199 с.
5. Аристова, М.С. Фронтальная работа как форма организации обучения [Текст] / М.С. Аристова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – № T43. – С. 94–101.
6. Буч, Э.И. Фронтальная работа как форма организации обучения [Текст] / Э.И. Буч // Молодежь XXI века. – Новосибирск, 2019. – С. 48–50.
7. Демидко, Т.Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «окружающий мир» [Текст] / Т.Н. Демидко // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 70–71.
8. Дорофеева, Е.В. Сочетание фронтальной, коллективной, групповой и индивидуальной форм работы [Текст] / Е.В. Дорофеева // Успехи современной науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 40–43.
9. Лебединцев, В.Б. Обучение как многоуровневое явление [Текст] / В.Б. Лебединцев // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2015. – № 1 (37). – С. 81–93.
10. Лебединцев, В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / В.Б. Лебединцев. – Москва : Илекса, 2016. – 208 с.
11. Лещева, О.П. Основные формы организации учебной деятельности учащихся на уроке / О.П. Лещева // Географические науки и образование. – Астрахань, 2019. – С. 50–53.
12. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. – 2013. – № 2 (2). – С. 46–102.
13. Макутова, Е.В. Групповые формы работы как средство формирования учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.В. Макутова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-1. – С. 143–147.
14. Малиновская, Т.Н. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения на занятиях по иностранному языку в юридическом вузе [Текст] / Т.Н. Малиновская // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2019. – № 19-2. – С. 76–78.
15. Нечта, О.А. Использование различных форм организации обучения в педагогическом процессе [Текст] / О.А. Нечта // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. – Симферополь, 2018. – С. 288–293.
16. Тушнолобов, П.И. Проблема форм организации обучения в дидактике [Текст] / П.И. Тушнолобов // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2016. – № 2. – С. 85–86.
17. Нарыкова, Г.В. Особенности формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / Г.В. Нарыкова. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/196026.htm.
18. Туламатова, Ф. Групповая работа как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания [Электронный ресурс] / Ф. Туламатова. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konferencija-man.html